Михаил Петрович родился 17 ноября 1922 года в селе Махов Колодезь Большесолдатского района Курской области. В 1937 году окончил неполную среднюю школу. Потом поступил в Суджанское педагогическое училище, после трех лет обучения получил среднее образование, по специальности — учитель начальных классов.
Его призвали в армию в семнадцать с половиной лет, просто тогда был такой закон ¬ лиц со среднеспециальным образованием забирать служить раньше. Так что с выпускного вечера Михаил Жаков, вместе со своими однокурсниками отправился сразу в военкомат. Парни рады были тому, что отправляются в армию, ведь в те времена считалось настоящим позором, если молодой человек не отдал воинский долг Родине. А было это летом 1940 года.
Был выходной…
В армии предложили Михаилу Петровичу поступить в авиационную школу, находящуюся на станции Олсуфьево Брянской области, на что парень с удовольствием согласился. Михаил Петрович вспоминает.
22 июня 1941 года в училище проходили спортивные соревнования.
— Погода была прекрасная, бегали дистанции на 5-10 км. Неожиданно объявили, что всем нужно собраться в летнем театре. В 12 часов включили радио, выступал советский политический деятель, министр иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов, который объявил, что началась война.
Его речь слушали с негодованием к врагу, – Но была уверенность, что война продлится недолго: наша армия разгромит немцев, и мы будем учиться дальше. Однако уже 29 июня на школу совершили первый авианалет.
На седьмые сутки после вышеописанных мною событий нас уже бомбили, ¬ заметил Михаил Жаков, ¬ и бомбежка эта была для меня самой страшной из тех, которые враг совершал потом. Сколько самолетов тогда погубили фашисты, а уж какое множество людей убили! А мы же только начали летать. Тренировки продолжать надо, а враг своими бомбежками не дает ¬ каждый день наведывается, в одно и то же время, словно на работу.
Тогда верховное командование вынесло решение ¬ эвакуировать школу в Алтайский край, в город Славгород. Там Михаил Петрович доучился и, кстати, окончил учебное заведение в день собственного девятнадцатилетия.
Курсантов обучали летать на самолетах У-2 .
Вот как об этом рассказывает ветеран
«Эти самолеты находились в достаточном количестве в аэроклубах. Мы прибыли в Кузнецк Кемеровской области, в аэроклуб, нам передали самолеты У–2. Их оборудовали для военных действий, установили на них бомбодержатели, пулеметы и отправились воевать. В январе 1942 года полк прибыл на фронт в родную Курскую область, в Старый Оскол.
¬- А машин не хватало, поэтому в бой вылетали даже те, на которых отрабатывались полеты¬ и я попал на такой самолет. Мы его из аэроклуба взяли, сами переоборудовали – прикрепили бомбодержатели, установили пулемет – и на фронт.
По словам Михаила Петровича, учебный самолет ¬ самый неприхотливый. Но у него был один большой минус – он не мог летать днем, так как нужную высоту не набирал, и его легко было сбить, также машину подводила низкая скорость – всего 100 километров в час. Но выхода не было.
В январе 1942 года Михаил Петрович вместе со своими сослуживцами был уже в Старом Осколе. А первый боевой вылет совершил уже на родине, в Курской области ,на станцию Щигры, ¬ говорит ветеран, ¬ в то время населенный пункт был уже под оккупацией немцев. Там я получил свое боевое крещение. На станции было большое скопление товарных составов, и их надо было разбомбить.
– Когда отправлялись на фронт, не верили, что долго просуществуем, – рассказывает курянин. – Ни скорости, ни бомбовой загрузки у У-2 не было.. Но опыт приобретался во время полетов, и дела у нас пошли. За ночь совершали по 2-3 вылета. Словом, спать немцам не давали.
К июлю 42-го на счету штурмана эскадрильи Жакова были уже с полсотни вылетов и орден Красной Звезды.
Каждый день, если позволяла погода, Михаил Петрович и его товарищи вылетали и бомбили немецкие расположения в Солнцево, Беседино, Прохоровке. Так и воевал он в воздухе до самого Берлина.
Михаил Петрович служил в 62-м отдельном авиационном гвардейском Лодзинском авиаполку, который входил в состав 16-й воздушной армии. Летчики не только воевали в воздухе, авиаполк обслуживал партизанские отряды в брянских лесах, вылетали к партизанам с посадкой, доставляли вооружение, продовольствие, медикаменты, оттуда забирали стариков, женщин, детей.
— Партизаны — это особые люди, ведь их никто не призывал. При этом они очень многое сделали для Красной Армии: вели разведку, разрушали мосты, железнодорожные пути, не давая вражескому захватчику пройти. Почему они добровольно шли на это? Потому что война — это народное бедствие. Фашистская Германия жестоко расправлялась с мирным населением, были построены фабрики смерти, где только в одном концлагере «Освенцим» погибло около четырех миллионов советских людей, — говорит Михаил Петрович.
На своих плечах вынесли всю тяжесть битв.
Город Курск был сдан немцам 4 ноября 1941 года.
— Что принесли немцы в Курск? Голод, болезни и смерть. За время их пребывания 3 тысячи человек было расстреляно, около 10 тысяч умерли от голода и болезней, столько же было угнано в Германию для работы на заводах, но народ не сдавался, мы знали, что победа скоро придет, — рассказывает Михаил Жаков.
На защиту Родины поднялось все население.. Всю тяжесть войны вынесли советские люди на своих плечах. Красная Армия освободила не только свою территорию, но и все народы Европы от «коричневой чумы».
После, какие только задания командования летчик не выполнял: бомбил немцев, летал к партизанам – доставлял оружие и боеприпасы, продовольствие и лекарства, а оттуда вывозил стариков, детишек, раненых.
Михаил Петрович летал в основном в Брянские леса. А когда фронт стал продвигаться дальше, то в Белоруссию.
¬- У белорусских партизан был очень хороший аэродром, который мог даже транспортные самолеты принимать¬ были такие машины ¬ «ЛИ¬2» назывались.
Помимо работы с партизанами, совершал Михаил Жаков и перелеты, во время которых производилась высадка разведывательных групп – с радиостанциями и продуктами.
Кстати, Михаил Петрович помимо Курской битвы принимал участие в Белорусской операции, в освобождении Польши и взятии самого Берлина,
В начале мая 1945 года начались бои за Берлин, советскому народу стало ясно, что дело идет к концу.
Победу Жаков встретил так:
— У нас был летчик Егоров, он не употреблял спиртные напитки, но нам дал слово, что вместе выпьем, как закончится война. Мы жили в немецких домах в 50 км от Берлина. В два часа ночи раздается страшный стук в дверь, а нас четверо жило, этот летчик заскакивает и говорит: «Вино есть? Наливай!» Мы смотрим, не понимая, а он нам: «Победа!» Как началась вокруг стрельба! Мы все поднялись, обнимались, поздравляли друг друга.
За войну Жаков совершил 193 боевых вылета на самолетах У-2, Р-5, а закончил на самолете ЛИ-2
За боевые подвиги Жаков Михаил Петрович награжден шестью орденами и многочисленными медалями. Вот только некоторые из них.
Вот выдержки из представлений:
Орден Красной звезды получил 23 июня 1942 года. "Товарищ Жаков в действующей армии с января 1942 года. За этот период произвел 34 успешных боевых вылета. Сбросил 3400 кг.бомб 49500 шт. листовок для немецких солдат, вызвал 10 очагов пожара. За время боевой работы товарищ Жаков показал себя смелым, отважным воздушным бойцом. Товарищ Жаков своими смелыми бесстрашными вылетами является примером для личного состава эскадрильи. Предан Социалистической родине. За успешную боевую работу на фронте борьбы с германским фашизмом достоин представления к правительственной награде: орденом "Красная звезда".
Орден Отечественной войны I степени получил 7 августа 1943 года. В представлении написано:
В эскадрильи товарищ Жаков являлся лучшим штурманом, которым гордился весь личный состав. Он выполнил 89 боевых заданий с полётом в тыл врага. Командование полка послало его на работу по выполнению специального задания командования Центрального фронта по оказанию помощи партизанам брянских лесов. Товарищ Жаков успешно выполнил 32 боевых задания с полётом в тыл врага с посадкой. А за время Отечественной войны отлично выполнил 121 боевое задание с полётом в тыл врага".
12 августа 1945 года, представлялся к ордену Красного знамени.
Штурман эскадрильи Гв.лейтенант Жаков за время службы на фронте в составе экипажа в качестве штурмана выполнил 35 ночных боевых заданий в тыл противника с посадкой у партизан, 5 ночных боевых задания в тыл противника на сброс груза партизанам и 89 ночных боевых задания на бомбометание опорных пунктов противника на самолете.. За образцовое выполнение 31 ночного боевого задания в тыл противника с посадкой, по обеспечению партизан боеприпасами и вооружением, качественную подготовку экипажей для успешного выполнения боевых заданий в период наступления 1-го Белорусского фронта и проявленные при этом доблесть и мужество лейтенант Жаков достоин награждения орденом Красное знамя".
Елена Прекрасная
Июнь 1943 года стал для Михаила Жакова судьбоносным, ведь перед самым страшным сражением в истории Великой Отечественной войны он встретил свою будущую супругу Елену.
Было это в селе Вабля Конышевского района, где находился аэродром, на котором базировался полк Михаила Петровича. С этого аэропорта они вылетали к партизанам.
Для поддержания боевого духа советским солдатам привезли передвижное кино. Так как фильмы были редким удовольствием, пришло очень много гражданских. Правда, в отличие от летчиков, не бесплатно.
Там Михаил Жаков и увидел Елену впервые: красивую, стройную, грациозную. Прошло столько лет, а он до сих пор помнит, во что была одета его будущая супруга ¬ белую кофточку, черную юбку и платочек на голове. —Как оказалось, Елена повязала его не случайно. Она работала в городе Дмитриеве в госпитале и, ухаживая за больными тифом, заразилась сама. Прекрасные волосы пришлось остричь, вот девушка и носила косынку. В село Вабля она была эвакуирована.
Будущие супруги вместе прошагали пол-Европы.
¬ - Мы встречались девять месяцев. Я помог Елене устроиться на работу в батальон аэродромного обслуживания. И нам повезло – ее батальон дошел с нами до самого Берлина, ¬ рассказывает Михаил Петрович, ¬ а в войну какие свадьбы? Поэтому мы несколько лет жили в гражданском браке.
Свои отношения чета Жаковых получила возможность зарегистрировать только в 1946 году, ведь именно тогда в Германии, где Михаил Петрович остался служить, образовалось консульство, имеющее право регистрировать советских граждан.
Кстати, в тот день Михаилу и Елене советское консульство выдало два свидетельства – о законном браке и о рождении дочери Светланы, которая появилась на свет в этом же году.
Настоящим подарком для регистрирующихся стало то, что расписывали их в зале, где совершилось незабываемое историческое событие – был подписан договор о капитуляции Германии.
Светлана, дочь Михаила Жакова, показывает первый в жизни документ. В графе «Место рождения» – Берлин. В завоеванном советской армией городе Жаковы прожили еще четыре послевоенных года. Светлана Михайловна вспоминает: ее маму частенько принимали за немку – молодая женщина отличалась особой красотой.
После Германии был Дальний Восток, где Михаил Петрович отличился в подготовке бойцов ВДВ. Затем 28 лет работы в Курском аэропорту в должности дежурного штурмана. Михаил Жаков говорит, что вся его жизнь связана с авиацией. И более 70 лет его жизни рядом была супруга Елена. Вместе радовались рождению детей, внуков и правнуков.
Несколько лет назад не стало и супруги. Ветеран живет с дочерью Светланой. Переехать из украинского Краснодона ее заставила не только болезнь мамы, но и обстановка в соседнем государстве.
– Едва ли не каждый день мимо наших окон проезжали танки. Было очень страшно, –вспоминает Светлана Михайловна.
О войне в Краснодоне знают не понаслышке: в 43-м здесь жестоко расправились с молодогвардейцами. Новая линия фронта пролегла через Луганскую область в 2014 году. И до сих пор родные ветерана Жакова своему дому предпочитают мирный Курск.
Михаил Петрович был лично знаком с великими полководцами: Георгием Жуковым.Соуколовским, Чуйковым.
¬После войны полк наш остался военно¬транспортным, ¬ рассказывает Михаил Петрович, ¬ у нас были самолеты «СИ¬47» ¬ американские, очень хорошие машины по тому времени. Мы одну из них переоборудовали, чтобы на ней совершали перелеты наши маршалы и командующие группой войск ¬ Георгий Жуков, Василий Соколовский, Василий Чуйков. Я обязательно присутствовал на каждом вылете, как и все руководство полка, чтобы все было в порядке.