Необорудованные переходы и равнодушие водителей – одна из самых больших проблем, с которыми незрячие люди сталкиваются в городах
Как чувствует себя на проезжей части слепой человек? Понять это нетрудно: достаточно просто закрыть глаза и попробовать передвигаться, хотя бы по квартире. А теперь вспомните, что незрячий человек не может, в отличие от вас, открыть глаза. В этом состоянии проходит вся его жизнь.
Привлечь внимание общества к проблемам инвалидов по зрению призвана акция «Осторожно, слепой пешеход!». В ней приняли участие более 40 человек. По традиции она состоялась накануне Международного дня «Белой трости». Акция стартовала в Центре реабилитации слепых Курской областной организации Всероссийского общества слепых. Её цель – напомнить водителям о том, что среди участников дорожного движения – люди с нарушениями зрения.
Водитель обязан пропустить!
Представители ВОС в сопровождении волонтёров и сотрудников ГИБДД отправились на пешеходный переход. Согласно правилам водители должны пропустить незрячего пешехода сразу, как только он подойдёт к пешеходному переходу. Даже если незрячий с белой тростью хочет перейти дорогу в неустановленном месте, водитель обязан пропустить его согласно правилам ПДД (пункт 14.5).
По окончании акции в Центре реабилитации слепых Курской областной организации ВОС состоялся круглый стол. Среди обсуждаемых вопросов – доступность транспортной инфраструктуры для инвалидов по зрению, работа автоинформаторов, которые объявляют остановки. В обсуждении тем приняла участие советник губернатора по правам лиц с ограниченными возможностями Анна Гладилина, курирующая вопросы реабилитации инвалидов.
Светофор так и не заговорил
Конечно, не все представители Курской областной организации ВОС смогли принять участие в акции «Белая трость». А о том, что проблема существует, говорит история Василия Мораря. Он работает в Курской областной специализированной библиотеке для слепых и слабовидящих. В прошлом году по дороге на работу на улице Бочарова Василия сбил троллейбус. Причём это случилось как раз после Дня белой трости.
Сейчас мужчина почти восстановился после тяжёлой травмы ноги. А несколько месяцев он вообще не мог ходить. Казалось бы, самое трудное позади, Василий работает, как и раньше. Вот только врачи считают, что последствия той травмы, возможно, будут давать о себе знать ещё долгие годы.
Морарь – многократный чемпион России. У него большие достижения в пауэрлифтинге, плаванье, лыжном спорте. После той травмы занятия спортом пришлось оставить, и пока неизвестно, когда к ним можно будет вернуться.
Водителя, допустившего наезд на незрячего пешехода, суд на полтора года лишил водительских прав. Но судебные разбирательства продолжаются до сих пор – пока Василию даже не возмещён моральный ущерб. Скоро очередное заседание суда.
Основная причина того, что произошло – отсутствие звукового сигнала у светофора на улице Бочарова, – тоже так и не устранена. Он по-прежнему молчит. А Василию после сильного стресса пришлось перебороть себя, чтобы преодолеть этот участок пути.
Ещё одна проблема – металлические ограждения на автобусных остановках. Они установлены для безопасности пешеходов и автомобилистов.
Проверили сами
Недавно Курская областная организация ВОС совместно с партнёрами – КГУ и КГМУ, «Молодой гвардией» провели мониторинг транспорта города Курска. Проверяли наличие автоинформаторов: качество звука, тихо или громко работает устройство, есть ли электронное табло, информационные таблички, обозначающие места для инвалидов, наличие терминалов бесконтактной оплаты проезда и их речевое сопровождение.
Было обследовано 65 автобусов, 30 троллейбусов, 65 транспортных средств малой вместимости, 10 трамваев. На заседании круглого стола прозвучали результаты. Рабочие автоинформаторы имеются лишь в 47 процентах автобусов, а среди автобусов малой вместимости ими оборудованы 45 процентов. В трамваях такой информатор есть в трёх из 10. Чуть лучше всех дела обстоят в троллейбусах – 25 информаторов.
Человеку поможет друг!
Зоя Полякова пришла на заседание круглого стола с псом Войсом. Четырёхлетний ризеншнауцер всегда рядом с хозяйкой. Войс – единственный представитель этой породы в России, имеющий статус собаки-проводника.
Если бы Войс мог говорить, он обязательно пожаловался бы на водителя маршрутного такси: поспешно закрыв двери, собаке чуть не прищемили нос. Водитель отлично понимал, что незрячему пешеходу трудно запомнить регистрационный знак и написать жалобу в департамент транспорта.
Зоя Николаевна приехала в Курск несколько лет назад, сейчас она возглавляет объединение владельцев собак-проводников. В Курске живут восемь таких лохматых помощников. А сама женщина – одна из ведущих российских консультантов по дрессировке собак-проводников.
В Курске сегодня среди собак-проводников шесть лабрадоров, одна овчарка, один ризеншнауцер. Ещё две собаки живут в районах области.
Проблем много, но они решаются
Как видим, проблем у инвалидов по зрению много. На заседании круглого стола были озвучены вопросы, которые волнуют всех. Например, пешеходный переход в Курске на пересечение улиц Димитрова и Садовой. Здесь нет звукового сопровождения вот уже сколько лет.
По поводу некорректной реакции некоторых водителей: представители администрации пообещали ещё раз поработать с перевозчиками. Есть чёткие инструкции, которые они обязаны выполнять. Представители ВОС предложили организовать встречу с водителями.
– Тем не менее многое уже сделано. Сейчас идёт реорганизация пешеходных переходов: переходы приводятся в соответствие с ГОСТами, нормативами – для всех участников дорожного движения. Устанавливаются таблички, – рассказал начальник отделения пропаганды Управления Госавтоинспекции Курской области Александр Жиленков.
Как сообщил на заседании круглого стола заместитель директора по транспорту Центра транспортных услуг Курской области Григорий Богачёв, в апреле следующего года для города Курска будут закуплены 16 троллейбусов, оснащённых системой «Говорящий город». Система включает в себя комплекс оборудования, которое устанавливается на транспортное средство.
Этой же системой – абонентским устройством – оснащается пассажир. Данное оборудование рассчитано и на инвалидов по зрению, и на людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оборудование позволит незрячим сориентироваться, какое транспортное средство подходит к остановке, а водителю сообщит, что надо быть внимательным и оказать помощь инвалидам при посадке.
ОФИЦИАЛЬНО