Необорудованные переходы и равнодушие водителей – одна из самых больших проблем, с которыми незрячие люди сталкиваются в городах сталкиваются в городах.Елена ГАМОВА Фото Николая СИДОРЕНКО

Необорудованные переходы и равнодушие водителей – одна из самых больших проблем, с которыми незрячие люди сталкиваются в городах

Как чувствует себя на проезжей части слепой человек? Понять это нетрудно: достаточно просто закрыть глаза и попробовать передвигаться, хотя бы по квартире. А теперь вспомните, что незрячий человек не может, в отличие от вас, открыть глаза. В этом состоянии проходит вся его жизнь.

Привлечь внимание общества к проблемам инвалидов по зрению призвана акция «Осторожно, слепой пешеход!». В ней приняли участие более 40 человек. По традиции она состоялась накануне Международного дня «Белой трости». Акция стартовала в Центре реабилитации слепых Курской областной организации Всероссийского общества слепых. Её цель – напомнить водителям о том, что среди участников дорожного движения – люди с нарушениями зрения.

 

Водитель обязан пропустить!

Представители ВОС в сопровождении волонтёров и сотрудников ГИБДД отправились на пешеходный переход. Согласно правилам водители должны пропустить незрячего пешехода сразу, как только он подойдёт к пешеходному переходу. Даже если незрячий с белой тростью хочет перейти дорогу в неустановленном месте, водитель обязан пропустить его согласно правилам ПДД (пункт 14.5).

  • – Сегодня в Курской областной организации ВОС на учёте 2360 человек, – сообщил председатель организации Руслан Тихонов. – К счастью, в этом году не было ни одного случая ДТП с участием инвалидов по зрению. Но в прошлом году такой случай был: осенью слепой пешеход попал под троллейбус и получил сильную травму ноги.

По окончании акции в Центре реабилитации слепых Курской областной организации ВОС состоялся круглый стол. Среди обсуждаемых вопросов – доступность транспортной инфраструктуры для инвалидов по зрению, работа автоинформаторов, которые объявляют остановки. В обсуждении тем приняла участие советник губернатора по правам лиц с ограниченными возможностями Анна Гладилина, курирующая вопросы реабилитации инвалидов.

Светофор так и не заговорил

Конечно, не все представители Курской областной организации ВОС смогли принять участие в акции «Белая трость». А о том, что проблема существует, говорит история Василия Мораря. Он работает в Курской областной специализированной библиотеке для слепых и слабовидящих. В прошлом году по дороге на работу на улице Бочарова Василия сбил троллейбус. Причём это случилось как раз после Дня белой трости.

Сейчас мужчина почти восстановился после тяжёлой травмы ноги. А несколько месяцев он вообще не мог ходить. Казалось бы, самое трудное позади, Василий работает, как и раньше. Вот только врачи считают, что последствия той травмы, возможно, будут давать о себе знать ещё долгие годы.

Морарь – многократный чемпион России. У него большие достижения в пауэрлифтинге, плаванье, лыжном спорте. После той травмы занятия спортом пришлось оставить, и пока неизвестно, когда к ним можно будет вернуться.

Водителя, допустившего наезд на незрячего пешехода, суд на полтора года лишил водительских прав. Но судебные разбирательства продолжаются до сих пор – пока Василию даже не возмещён моральный ущерб. Скоро очередное заседание суда.

Основная причина того, что произошло – отсутствие звукового сигнала у светофора на улице Бочарова, – тоже так и не устранена. Он по-прежнему молчит. А Василию после сильного стресса пришлось перебороть себя, чтобы преодолеть этот участок пути.

  • – Этот злополучный переход вызывал у меня страх, – признаётся он. – Вначале я старался выбирать другой маршрут. Выходил на остановку раньше, пересаживался в другой автобус, чтобы перейти проезжую часть там, где есть светофор со звуком. Но я решил, что это не дело: надо перебороть страх и переходить там, где и раньше. Но в одиночку переходить всё же не решаюсь: жду, когда мне окажут помощь другие пешеходы.

Ещё одна проблема – металлические ограждения на автобусных остановках. Они установлены для безопасности пешеходов и автомобилистов.

  • – Жаль, что некоторые водители, не желая заезжать на остановку, высаживают пассажиров раньше, – говорит Василий. – Выходит, что я оказываюсь на проезжей части и не знаю, куда двигаться.

Проверили сами

Недавно Курская областная организация ВОС совместно с партнёрами – КГУ и КГМУ, «Молодой гвардией» провели мониторинг транспорта города Курска. Проверяли наличие автоинформаторов: качество звука, тихо или громко работает устройство, есть ли электронное табло, информационные таблички, обозначающие места для инвалидов, наличие терминалов бесконтактной оплаты проезда и их речевое сопровождение.

Было обследовано 65 автобусов, 30 троллейбусов, 65 транспортных средств малой вместимости, 10 трамваев. На заседании круглого стола прозвучали результаты. Рабочие автоинформаторы имеются лишь в 47 процентах автобусов, а среди автобусов малой вместимости ими оборудованы 45 процентов. В трамваях такой информатор есть в трёх из 10. Чуть лучше всех дела обстоят в троллейбусах – 25 информаторов.

  • – Всю информацию с номерами передадим в департамент транспорта, – пояснил руководитель Центра реабилитации слепых Артём Михальский. – Радует, что появляются таблички с номерами транспорта на борту, написанные чёрным цветом на жёлтом фоне. Дело в том, что жёлтый – последний цвет, который перестаёт видеть человек, теряя зрение.

 

Человеку поможет друг!

Зоя Полякова пришла на заседание круглого стола с псом Войсом. Четырёхлетний ризеншнауцер всегда рядом с хозяйкой. Войс – единственный представитель этой породы в России, имеющий статус собаки-проводника.

  • – У моего ребёнка аллергия на собачий подшёрсток, а эта собака гипоаллергенная, – пояснила хозяйка.

Если бы Войс мог говорить, он обязательно пожаловался бы на водителя маршрутного такси: поспешно закрыв двери, собаке чуть не прищемили нос. Водитель отлично понимал, что незрячему пешеходу трудно запомнить регистрационный знак и написать жалобу в департамент транспорта.

  • – Часто водители, видя меня на остановке, проезжают чуть дальше или торопятся закрыть дверь, – говорит Зоя Николаевна. – Водитель понимает, что я, как человек с нарушениями зрения, не могу увидеть регистрационный знак.

Зоя Николаевна приехала в Курск несколько лет назад, сейчас она возглавляет объединение владельцев собак-проводников. В Курске живут восемь таких лохматых помощников. А сама женщина – одна из ведущих российских консультантов по дрессировке собак-проводников.

  • – Собака – это спасение, – говорит Зоя Полякова. – Обязанность собак-поводырей – уберечь от препятствий, которые мы встречаем на дороге. Для человека с тростью их много, особенно на новом маршруте: столб, дерево, неправильно припаркованная машина. Собака – это и «руки»: поднять упавшие предметы, принести сумку. Когда я иду из магазина, обязательно какой-нибудь из пакетов несёт собака. Я могу положить поводок, шлейку и трость и сказать: «Принеси мне трость». Собака принесёт именно её. И в квартире Войс помогает – принести тапочки, включить свет. Войс знает команды «Переходим дорогу», «Ищи светофор».

В Курске сегодня среди собак-проводников шесть лабрадоров, одна овчарка, один ризеншнауцер. Ещё две собаки живут в районах области.

Проблем много, но они решаются

Как видим, проблем у инвалидов по зрению много. На заседании круглого стола были озвучены вопросы, которые волнуют всех. Например, пешеходный переход в Курске на пересечение улиц Димитрова и Садовой. Здесь нет звукового сопровождения вот уже сколько лет.

  • – На этой территории расположены социально важные объекты, – говорит ведущий специалист Центра реабилитации слепых Анатолий Асташов. – Первая поликлиника, стоматология, городская больница, офтальмология, школа «Центр «Ступени», где обучаются дети с нарушением зрения и в которую водят детей родители с инвалидностью по зрению. Второе проблемное место – перекрёсток на Радищева около хлебозавода. Местный светофор оснащён звуковым сигналом. Но настроен так громко, что студенты (рядом музыкальный колледж, где учатся и слепые дети) начинают переходить дорогу на другом перекрёстке, думая, что светофор «пищит» для них. Больной вопрос (в том числе и для зрячих пешеходов) – участок с улицами Садовой – Ленина – Мирной. Есть информация, что в тестовом режиме там появится система «Триоль», которая будет информировать, через какую улицу будет разрешён переход. А на остановке Ленина – Садовая, напротив стадиона «Трудовые резервы», светофор смещён ближе к Садовой – стоит чуть в стороне. В результате незрячие идут на этот звуковой сигнал и сбиваются с пути.

По поводу некорректной реакции некоторых водителей: представители администрации пообещали ещё раз поработать с перевозчиками. Есть чёткие инструкции, которые они обязаны выполнять. Представители ВОС предложили организовать встречу с водителями.

  • – Когда мы устанавливаем контакт с водителями, они входят в положение и начинают работать нормально – большинство людей отзывчивы, – объясняют незрячие.

– Тем не менее многое уже сделано. Сейчас идёт реорганизация пешеходных переходов: переходы приводятся в соответствие с ГОСТами, нормативами – для всех участников дорожного движения. Устанавливаются таблички, – рассказал начальник отделения пропаганды Управления Госавтоинспекции Курской области Александр Жиленков.

Как сообщил на заседании круглого стола заместитель директора по транспорту Центра транспортных услуг Курской области Григорий Богачёв, в апреле следующего года для города Курска будут закуплены 16 троллейбусов, оснащённых системой «Говорящий город». Система включает в себя комплекс оборудования, которое устанавливается на транспортное средство.

Этой же системой – абонентским устройством – оснащается пассажир. Данное оборудование рассчитано и на инвалидов по зрению, и на людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оборудование позволит незрячим сориентироваться, какое транспортное средство подходит к остановке, а водителю сообщит, что надо быть внимательным и оказать помощь инвалидам при посадке.

ОФИЦИАЛЬНО

  • – Управлением ГИБДД проводится большая профилактическая работа, – говорит начальник отделения пропаганды Управления Госавтоинспекции Курской области Александр Жиленков. – Совсем недавно проект Курской областной организации ВОС выиграл грант «Четыре педали». В рамках этой акции мы проводили практические занятия с незрячими участниками дорожного движения, которые передвигаются на велосипедах в тандемах. В следующем году планируется провести инклюзивный велопробег, посвящённый 150-летию со дня образования велоспорта в мире. В нём примут участие и люди с нарушениями зрения, в том числе и из других регионов.