И жизнь слепого станет ярче

И жизнь слепого станет ярче

(«Друг для друга», № 23 (1077) от 2 июня 2015)

 

«Вердикт о тотальной слепоте врачи мне вынесли в 21 год. Послеоперационный период. В палате один. Боль. Ужас. Подхожу к окну. Восьмой этаж. Одно движение

– и нет проблем. Меня остановил скрип детских качелей, доносящийся со двора. Это как откровение свыше, как знак: дети – начало жизни, а не ее конец», –

вспоминает Анатолий Асташов, ведущий специалист курского Центра реабилитации слепых.

 

таблица из 1 столбцов и 2 строк

Анатолий Асташов – ведущий специалист курского Центра реабилитации слепых  

Анатолий Асташов – ведущий специалист курского Центра реабилитации слепых

конец таблицы

 

При внезапной потере зрения многие стоят на краю, не видя будущего. Родители в шоковом состоянии даже отказываются от слепых младенцев в роддомах. А ведь

незрячие могут жить полноценно и даже быть успешными. К сожалению, не все медучреждения предоставляют инвалидам по зрению и их родственникам информацию

о реабилитации, оказываемой на бесплатной основе.

 

В Курске

Центр реабилитации слепых

 был открыт в апреле 2006 года. Около тысячи инвалидов по зрению воспользовались его услугами, включая единовременные визиты и регулярное посещение. Здесь

работают преимущественно незрячие специалисты. Им легче понять собратьев по несчастью и дать нужный совет. Нельзя забывать и о силе воздействия личного

примера: «Делай, как мы! Делай лучше нас!» А равняться есть на кого, начиная с Валентина Твердохлеба, возглавляющего Курское отделение Всероссийского общества

слепых.

 

Добровольная реабилитация

 

Реабилитация инвалидов по зрению проводится исключительно по их добровольному согласию. Как ни покажется странным, некоторых в ее необходимости приходится

убеждать. Родители, ослепленные горем, окружают незрячего ребенка гиперопекой, выращивая из него взрослого «овоща». Случается, в центр приносят на руках

детей 7–8 лет, которые не могут ходить в незнакомой обстановке, даже держась за руку сопровождающего, не говоря уже об ином.

 

– Завяжите глаза, и обыденное, простейшее действие – почистить зубы – превратится в проблему. А как научить этому незрячего ребенка? – спрашивает Асташов

и сам отвечает. – Есть три способа: выдавить пасту из тюбика в рот на сомкнутые зубы или сначала на палец, а потом переложить на щетку или, прижав палец

к щетине, класть пасту по нему, как по линейке.

 

В центре научат не только элементарному уходу за собой: как почистить овощи и приготовить обед, помыть пол, пришить пуговицу, одеться, правильно сочетая

цвета, и как не выйти из дома в разных туфлях.

 

Если озвученные выше навыки при необходимой смекалке могут привить ребенку родители, то обучение чтению и письму по системе Брайля, работе на компьютере,

знания, необходимые для получения дальнейшего образования – удел преподавателей-специалистов. Кстати, сейчас вузы распахнули двери для инвалидов. Незрячие

зачастую показывают результаты на экзаменах лучше обычных студентов. Отсутствие зрения лишает соблазнов отвлечься, усиливает концентрацию на учебе. А вот

трудоустроиться выпускнику-инвалиду значительно сложнее.

 

Справка «ДДД»: Анатолий Григорьевич АСТАШОВ родился в 1975 году. В 1997-м окончил исторический факультет Курского пединститута, в 2010-м в этом же вузе

получил диплом психолога. Прошел обучение на курсах реабилитации слепых в Волоколамске, менеджмента и управления в ВОС в Москве. Сейчас получает третье

высшее образование в КГУ по специальности «Дефектолог. Педагог-психолог по работе с детьми с заболеваниями зрения».

 

Свобода перемещения

 

– После потери зрения, благодаря поддержке родственников и друзей-однокурсников, я успешно отучился два последних года в институте, получил диплом историка,

но работать по специальности не был готов, – рассказывает Асташов. – Какими бы знаниями соискатель ни обладал, работодатель откажет, если тот зависим от

посторонней помощи. А я в то время передвигался по улице и внутри общественных учреждений только с сопровождающими.

 

Обучение ориентировке и свободному передвижению на местности, правилам пользования тростью – одно из направлений работы центра реабилитации. Поговорка «Идет,

как слепой по пряслу» давно устарела. Современные тотально незрячие могут самостоятельно бегать по магазинам, ездить на маршрутках и в метро, путешествовать

по другим городам и странам. Для выработки этих навыков в центре используют макеты городских кварталов с домами, киосками, тротуарами, дорогой, подземными

переходами. Исследуя их на ощупь, слепорожденные дети получают представление об окружающем их мире.

 

– Первым моим самостоятельным выходом в город был поход в аптеку за лекарствами жене, – рассказывает Анатолий. – Зрительная память района осталась, и я

на удивление легко справился с задачей. Потом стал включать все анализаторы: слышу шум потока машин – значит, рядом дорога. Грунт, асфальт или тротуарная

плитка под ногами. Запахи: парфюма из бутика, столовой, помойки – подсказывают, на каком участке пути я нахожусь. Если вдруг сбоку подул сквозняк, значит,

в этом месте находится проход между зданиями.

 

Технические средства

 

Приблизиться к восприятию мира обычными людьми инвалидам по зрению помогают технические средства реабилитации. Их множество: программное обеспечение для

компьютеров и мобильников, адаптированное под нужды слепых, навигаторы с голосовым управлением, маркеры, надкостные наушники. Анатолий знакомит с правилами

пользования ими, помогает подобрать нужную модель.

 

таблица из 1 столбцов и 2 строк

Центр предоставляет возможность слабовидящим курянам заниматься спортом и творчеством  

Центр предоставляет возможность слабовидящим курянам заниматься спортом и творчеством

конец таблицы

 

Благодаря усилиям Курского отделения ВОС, значительно расширен по сравнению с федеральным региональный перечень средств реабилитации инвалидов по зрению.

В него включены шахматы, шашки, диктофон и телефон с речевым сопровождением, калькулятор, ноутбук, часы. Определены и категории инвалидов, которые обеспечиваются

дополнительным оборудованием за счет бюджета. Например, дорогостоящий ноутбук выделяется незрячим студентам.

 

Многие технические средства инвалиды приобретают сами, не жалея денег. Так, слабовидящая женщина купила видеоувеличитель за 20 тысяч рублей и сияла от счастья,

что теперь она может снять показания счетчиков и прочесть квитанцию на коммунальные платежи. Зрячим не понять, что значит быть независимым.

 

Психологическая помощь

 

– Первая сессия слепого. Я, естественно, волнуюсь, – рассказывает Анатолий. – Знакомая предложила походатайствовать за меня. Я согласился – в такой ситуации

не грех подстраховаться. Выслушав меня на экзамене, преподаватель говорит: «Предмет вы знаете отлично, но скажите, по вашей ли инициативе просили за вас?»

Я ответил утвердительно. «За откровенность ставлю тройку», – огорошил он, расписываясь в зачетке. Понимаете, каким был уровень советской педагогики? Тот

урок я запомнил на всю жизнь.

 

Теперь Анатолий вместе с другими сотрудниками центра оказывает психологическую помощь инвалидам по зрению. Наиболее распространенные проблемы связаны с

одиночеством, самоутверждением, самооценкой, отсутствием взаимопонимания, то есть те же самые, что и у всех.

 

Большую роль в раскрепощении человека, создании ощущения полноты его жизни играет хорошо организованный досуг. Центр предоставляет возможность заниматься

спортом, художественной самодеятельностью, декоративно-прикладным творчеством. Многие инвалиды по зрению именно здесь познакомились со своими половинками.

«Я – ваша сваха. Где моё платье?» – шутит по этому поводу Анатолий.

 

В начале 2000 годов из-за прекращения финансирования было продано недостроенное здание общества, где предполагалось разместить производственные цеха, административные,

учебные и досуговые помещения. Сегодня Центр реабилитации слепых, доказавший свое право на существование, находится в старом, тесном здании бывшего клуба,

которое частенько используется по прямому «клубному» назначению.

 

Наталья СКОЛЬЗНЕВА

Image: 

ad