«Меня зовут Анатолий. Я родился в Курске, где живу и сейчас. Мне 41 год. Родился я слабовидящим с высокой степенью миопии. Родители у меня зрячие. Ходил в обычный детский садик, учился в обычной школе. Конечно, в школе испытывал некоторые сложности. Я не видел, что пишут на доске, особенно на уроках химии,физики и математики. Все воспринимал на слух или по учебнику. Учителя не отказывались дополнительно заниматься со мной, разрешали подходить к доске, но я стеснялся этого. Некоторые учителя предлагали отправить меня в спецшколу, но родители настояли на том, чтобы я продолжил обучение в этой. И я закончил обычную массовую школу. В детстве я играл в футбол, увлекался техникой, дрался, когда меня называли «очкариком», жил как все мальчишки. После окончания школы, в 1992 году, передо мной встал вопрос, идти работать или учиться дальше.
Я выбрал Курский Государственный педагогический институт, историко-педагогический факультет. К этому времени я уже потерял зрение на одном глазу. Учиться было сложно. Приходилось много писать и много читать. В институте я увлекся археологией, стал ездить в экспедиции. Выбрал это направление, как дополнительную специализацию в рамках основного обучения. Участвовал в четырех экспедициях по Курской области. Курганы, захоронения и поселения X-XII веков нашей эры.
Единственный в России по статусу, Курский областной музей археологии, посвящен своей - Курской области, хотя аналогичные находки присутствуют и в других областях. У нас в Курском областном музее археологии есть один очень знаменитый и интересный, на мой взгляд, экземпляр: скелет – бабушка, женщина с золото-стеклянным ожерельем. Необычно оно тем, что в ожерелье присутствуют цилиндрические бусины как византийского, так и киевского периода. Киевское стекло со временем помутнело. А византийское - нет. Этим экспонат и интересен.
В одной экспедиции было найдено Городище XII века. Нами был раскопан очаг, рядом с которым лежала деревянная ложка. В экспедициях мы жили в палатках, готовили на газовых плитах. Жили там 1-1,5 месяца. Я был единственным слабовидящим, но работал наравне со зрячими. Я с удовольствием выполнял любую работу. Слой земли, который не тронут временем, называется «материковая земля». При подготовке отчета об объекте необходимо произвести фотофиксацию. Я готовил почву - объект для фотоотчета. Нужно было снять ровный слой земли, как можно тоньше и за короткий срок, чтобы земля не успела высохнуть. Мне было трудно, но интересно в этих исследованиях.
В 1996 году от физических перегрузок в экспедициях у меня началась отслойка сетчатки, в результате произошла полная потеря зрения. В ноябре, после лечения в Москве, я вернулся в Курск. Друзья и однокурсники приходили несколько раз ко мне домой проведать, а потом взяли меня за шкирку и потащили в институт учиться. Учиться я не хотел. В этот период времени я не видел в этом смысла. В институте никаких поблажек для меня не было. Но ребята нашли для меня диктофон, стали мне начитывать лекции. Всячески поддерживали и помогали. Я им очень за это благодарен. Я начал учиться лучше, потому что стал более внимательно относиться к учебе, меньше отвлекаться на мелочи. Но я был не уверен в себе, в своих знаниях.
К моменту моего успешного окончания института он превратился в университет. Во время обучения в университете я узнал о центре экстренной психологической помощи. У нас были практические занятия и там показывали, как работает центр, я заинтересовался этим процессом. После окончания университета стал работать в этом центре как волонтер, в психологической службе телефона доверия. Увлекся психологией больше для себя, для самореабилитации. Попутно получил второе высшее образование педагога-психолога там же, в Курском Государственном педагогическом университете.
Я еще работал в психологической службе телефона доверия, когда произошло мое непосредственное знакомство со структурой ВОС. Меня стали привлекать к психологическим тренингам, занятиям с людьми. В 1997 году, благодаря ВОС, я познакомился с будущей супругой, она слабовидящая. Мы поженились. Супруга впоследствии сыграла большую роль в моем становлении. В 2001 году родилась дочка Аленушка, абсолютно здоровая. Помню, просмотр чемпионата мира по футболу 2002 года, проходивший на полях Японии и Южной Кореи, у меня прошел за стиркой пеленок. При этом до 2005 года я самостоятельно еще не мог передвигаться. Ходил только с сопровождающими, родственниками или друзьями. В 2005 году супруга настояла на курсах элементарной реабилитации в Волоколамском центре реабилитации слепых. Там я научился мобильности и правильно ориентироваться в пространстве. Там же я выучил Брайль.
С 2005 года начинается новый этап моей жизни, связанный с деятельностью Всероссийского Общества слепых. Я познакомился с очень интересными преподавателями и курсантами в Волоколамске. В дальнейшем был направлен Курским правлением ВОС в РИАКОМП на курсы менеджмента. Я получил очень хорошую базу знаний, нашел хороших друзей – от Калининграда до Хабаровска - с которыми мы общаемся по сей день.
В 2006 году, в апреле, открылся Курский областной центр реабилитации слепых ВОС. Я начал сотрудничать с этим центром. Работал на общественных началах, вел тренинги, кружки. Официально начал работать психологом в комплексном центре по обслуживанию населения г. Курска. В результате деятельности председателя Курской областной организации Твердохлеба В.В. в 2008 году был выигран первый проект в Общественной палате. Мы получили в свой Центр рабочие места, и открылась ставка инженера-оператора. Я перешел туда работать. Стал вести курс для начинающих пользователей ПК, параллельно занимался общественной деятельностью в центре реабилитации слепых.
У меня первый компьютер появился в 2000 году. Он был на Windows 98. На него мне установили JAWS версии 3,7. С информационными технологиями и компьютером меня познакомил в то время преподаватель Курского музыкального колледжа-интерната для слепых, Твердохлеб Валентин Викторович. Он же был тогда Председателем общественной организации «Российская Ассоциация Незрячих Специалистов и Студентов». Молодые ребята, незрячие, по просьбе Твердохлеба В.В. - Шевляков Дмитрий, ныне покойный к великому сожалению, и Ефимов Евгений, помогали мне его осваивать.
В 2010 году я поехал на курсы повышения квалификации по освоению JAWS в КСРК ВОС. В КСРК я не только познакомился с расширенными возможностями JAWS для Windows, но и познакомился с навигационным приложением для смартфонов Nokia LoadStone. Я не только повысил свои знания в области ПК, но и стал более мобилен и самостоятелен. В течение 5 последующих лет я освоил LoadStone, OsmAnd acces, стал призером первых соревнований по ориентированию с использованием GPS-навигации. Полученные знания успешно передаю нашим пользователям с нарушениями зрения в рамках комплексной реабилитации и образовательных программ центра реабилитации г. Курска.
С 2010 года я работаю учителем в школе. Сначала - в сельской массовой школе, а теперь - в коррекционной школе, где по 2-3 незрячих и слабовидящих ребенка в каждом классе. Преподаю там информатику и Брайль.
Во время обучений и поездок я познакомился с очень интересными людьми – Филатовым Сергеем, Шалинцевым Валерием, Грызуновым Александром, Кислицким Сергеем, Вафиным Рафисом и многими, многими другими. Мы с удовольствием общаемся, встречаемся на различных мероприятиях и обмениваемся опытом и накопленными знаниями.
С 2012 года я начал сотрудничать с компанией «Элита Групп» в качестве регионального представителя. Сотрудничество с компанией приносит обоюдную пользу нашим гражданам с нарушениями зрения, нашему центру. У наших ребят появилась уникальная возможность познакомиться с предлагаемым товаром для незрячих и слабовидящих людей, а если им что-то нравится, то и приобрести его. Далеко не в каждом регионе и не у каждого незрячего или слабовидящего человека есть такая возможность - сначала познакомиться с техническим средством, подержать его в руках, получить квалифицированную консультацию, а потом и приобрести.
В большинстве случаев приобретать необходимое ТСР приходится, ориентируясь на описание, на рассказы знакомых, на аннотации и заметки других людей, не глядя.
С 2011 года я принимаю активное участие в молодежном движении Курской области и ВОС. Мы организуем форумы, слеты совместно с дружным коллективом из нашего центра реабилитации. На наши мероприятия приезжают люди из других регионов. Кто побывал у нас хоть один раз, стремится приехать снова. За это время нас посетили люди из 15 регионов: из Московской области, Питера, Казани, Мордовии, Омска, Челябинска, Москвы. И с каждым годом круг расширяется.
Если вы спросите, что такое ВОС для меня, то я отвечу, что это уникальная площадка для самореализации, где тебе и помогут, и поддержат. Что такое ВОС?
Это микросоциум, который является проекцией всего нашего общества. Здесь все ярко выражено. В нашей среде так же, как и в любой группе, встречаются разные негативные ситуации, только они более ярко выражены, и мы их острее воспринимаем. И среди зрячих, и среди незрячих люди встречаются разные. Моя первая учительница говорила мне, относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они к тебе относились. Я фактически не испытываю преград нигде: ни на улице, ни в социальном учреждении, а если вдруг встречается сложность – неработающий светофор, маршрутка проехала, не остановилась, или человек прошел мимо, не помог перейти дорогу – это, я считаю, должно подстегивать к жизни, а не к отчаянию.
В настоящее время я работаю ведущим специалистом центра реабилитации Курской областной организации ВОС. В этом году получил третье образование. Теперь у меня есть знания, которых мне не хватало для работы. Теперь я ещё и дефектолог. И опять же, я учился в окружении зрячих людей.
Если Вы это все прочитали, то думаю, что вы уже достигли какого-то уровня в своем развитии, и не стоит на этом останавливаться. Учитесь, общайтесь и вы найдете себя в этой жизни!»