Городская газета «Льговские новости»

«Островок Неба» на земле  Фото автора СМ.ССЫЛКУ http://www.vos-kursk.ru/node/961

Автор: Надежда ШИШКОВА

По инициативе председателя местной организации ВОС В. В. Волженского при финансовой поддержке главы Льговского района С. Н. Коростелёва и помощи отдела соцзащиты райадминистрации была организована поездка в один из главных духовных центров русского православия – Оптину пустынь. Каких только эпитетов она ни удостоилась! Райский уголок, яркий светильник Православной Руси, наиболее жаркая свеча, возжжённая русскими людьми перед Богом, немеркнущая лампада непрестанной молитвы, вместилище подлинно христианской любви и средоточия подвижничества, символ возрождения веры.

Комфортабельный «Мерседес», управлял которым А. С. Копысов, выехал из Льгова после одиннадцати вечера, быстро и без задержек в 5.00 доставил нашу небольшую группу в окрестности города Козельска Калужской области. Накануне там прошёл дождь, всё вокруг выглядело свежим, умытым, отдохнувшим, и уставшие от льговской изнуряющей жары паломники ощутили прилив сил.
Молись и трудись

В столь ранний час монастырские ворота ещё закрыты. Поэтому мы воспользовались свободным временем для знакомства с прилегающей территорией. Надо отметить, что Оптина пустынь славится не только своими духовной силой и святостью, но и удивительными постройками, памятниками архитектуры. От окружающего мира обитель отделяют река и сосновый бор, сохранившийся до сих пор.

Путь к Введенскому ставропигиальному мужскому монастырю лежит через небольшой жилой массив. По обеим сторонам дороги расположились симпатичные одноэтажные домики, выкрашенные в зелёный и бледно-голубой цвета. Все они обнесены одним ажурным ограждением с калитками для входа в каждый двор. Отсутствие высоких, глухих заборов позволяет хорошо разглядеть ухоженные грядки и клумбы – плод систематического труда заботливых рук. Как выяснилось, это жильё для паломников с улучшенными условиями размещения. В двух таких домиках могут поселиться до 20 человек (здесь останавливаются те, кто приезжает на несколько дней, в том числе и для того, чтобы молиться и трудиться – помогать в уборке храмов, изготовлении просфор, заниматься благоустройством и выращиванием овощей). Места бронируются только на будние дни, а в выходные и церковные праздники распределяются в порядке живой очереди. Есть люди (трудники), которые целенаправленно едут «надолго», тогда монастырь предоставляет им бесплатное жильё, но с их стороны подразумевается полное послушание: безоговорочное выполнение поручений. Некоторые позже становятся монахами. Неподалёку – несколько больших теплиц, свидетельство того, что в монастыре большое приусадебное хозяйство. На его территории находится церковь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», построенная в 2000 году. Там круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.

Чтобы не блуждать наугад и провести время с максимальной пользой, мы заказали экскурсию. Обычная длится в среднем 1-1,5 часа. Сумма пожертвования зависит от количества людей в группе: чем больше, тем дешевле. Нам, например, обошлась в 170 руб. с человека. Знакомить гостей с обителью могут братии, но к нам прикрепили штатного оптинского экскурсовода, которая рассказала о времени зарождения монастыря, его расцвете, периоде жизни в условиях гонений.

На территории Оптиной пустыни располагаются 11 храмов. 8 из них – действующие, остальные восстанавливаются. В течение дня открыты Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский.

Первым мы посетили главный, Введенский храм, где в 5.30 у мощей прп. Амвросия Оптинского начался братский молебен, к которому льговчане и хотели успеть. Длился он полчаса, а потом желавшие могли причаститься, исповедаться, поставить свечи.

Надо отметить, что монастырь представляет собой комплекс храмовых построек, образующих квадрат. Они возведены крестообразно по отношению к главной церкви. Для круглосуточных молитв сооружён скит.

Самый большой храм – в честь Казанской иконы Божией Матери. В нём находятся св. мощи преподобных старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Они покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих.

В храме Преображения Господня ежедневно совершаются заказные молебны с водосвятием. Из специальных больших ёмкостей можно набрать святой воды. Там же находятся мощи прп. Рафаила (Шейченко).

В настоящее время восстанавливается и реставрируется храм прп. Марии Египетской.

Вообще, человеку, впервые оказавшемуся в Оптиной пустыни, сложно сориентироваться, в какой из действующих церквей успеть на службу и заказать требы, как устроены храмы. Поэтому однодневной экскурсии, конечно, мало.
«Жить – не тужить, никого не осуждать»

Предание гласит, что монастырь основал старец Опта, бывший атаман разбойников, который покаялся и принял постриг с именем Макарий. Название «Оптина» получила потому, что долгое время была общей для монахов и монахинь.

Обитель знала разные времена, в том числе и такие, когда братии жилось несладко и питалась она только варёной капустой. В какой-то период пустынь стояла почти заброшенной. Например, в 1773-м там жили всего два монаха, оба – глубокие старики, один из них слепой.

Первым знаменитым оптинским старцем был иеросхимонах Лев. Он являлся духовным учителем как для монахов, так и для мирян. После его смерти старческое служение принял отец Макарий. Он был родом из дворян, служил чиновником на государственной службе. Благодаря его неординарной личности интерес к Оптине стала проявлять русская интеллигенция. Неудивительно, что там несколько раз побывал Н. В. Гоголь.

Самый знаменитый оптинский «духовный богатырь» – Амвросий (Александр Гренков). Он с детства отличался большими способностями, в семинарии перенёс тяжёлую болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. После кончины Макария занял его место. Рабочий день Амвросия в течение 30 лет начинался в 4 часа утра и заканчивался поздним вечером. Имея слабое здоровье и часто страдая от недугов, он ежедневно отвечал на десятки писем и принимал огромное количество посетителей. Среди них известные люди: В. С. Соловьёв, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, А. Л. Чижевский. Писатель Ф. М. Достоевский жил в скиту Оптиной пустыни в 1878 г., стараясь справиться с горем после кончины младшего сына Алёши. Там он познакомился с Амвросием. Его особый чудный дар, заключавшийся в умении проникнуть в глубины человеческой природы и предвидеть судьбу, так поразил художника слова, что он сделал его прототипом старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы».

Л. Н. Толстой посещал Оптину пустынь шесть раз, а однажды даже пришёл в обитель пешком из Ясной Поляны. Последняя встреча с Амвросием не принесла удовлетворения никому из них. Лев Николаевич ушёл из кельи раздражённый, а старец и вовсе слёг в постель со словами: «Горд очень».

Много рассказывается о даре чудотворения преп. Амвросия. Однажды он шёл по дороге в свой скит и увидел гружёный воз, а рядом – мёртвую лошадь, возле которой горько плакал крестьянин. Старец Амвросий три раза медленно обошёл животное, взял хворостину и стегнул его, прикрикнув: «Вставай, лентяйка!». И лошадь послушно поднялась на ноги.

Прп. Амвросий Оптинский находил доброе и мудрое слово для тех, кто к нему обращался. Его высказывания впоследствии стали знаменитыми цитатами, актуальными во все времена, например, «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение», «Иди – куда поведут, смотри – что покажут и всё говори: да будет воля Твоя!», «В церкви не должно говорить. Это злая привычка, за которую посылаются скорби», «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

По благоволению старца недалеко от Оптины, близ деревни Шамордино, построили женский монастырь, Амвросий часто сам оплачивал пребывание в нём бедных женщин.

Поклониться раке преподобного Амвросия можно во Введенском соборе.

Многими талантами обладал и старец Нектарий – он рисовал, писал стихи, имел прекрасный голос и чудодейственный дар: читал нераспечатанные письма, мог облегчать вес предметов, был великим утешителем несчастных.

Во все времена люди искали в Оптиной выхода из запутанных ситуаций, решения волнующих проблем, просили прощения, исцеления, очищения и благословения. Старцы помогали мирянам понять и осмыслить жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению. Духовное руководство, окормление происходило лично, через переписку и духовные наставления.

Те, кто часто бывает в Оптиной пустыни, знают, что там всё происходит по воле преподобных старцев, причём это не всегда совпадает с нашими желаниями и планами, происходит не так, как нам думается и представляется. Случается, только спустя некоторое время люди осознают, почему всё сложилось именно таким образом. Значит, на то был Промысел Божий.
Некрополь

На территории монастыря расположен чудесно восстановленный некрополь. Читаешь надписи на надгробиях – и будто знакомишься с летописью обители, жизнеописаниями иноков.

Монах Лазарь (в миру Виктор Васильевич Афанасьев), как написано на надгробии, послужил святой обители своим литературным даром – описал жизнь и труды оптинских старцев и других подвижников благочестия, терпеливо и кротко нёс крест тяжёлой болезни. Епископ Михей (Алексеев), усопший в 1931 г., явил собой образ доброго и верного пастыря в годину гонений на церковь Христову.

В некрополе находится место погребения прп. Амвросия Оптинского, мощи которого в 1998-м были перенесены в Введенский храм. Оно пользуется особой популярностью у паломников. В крест на надгробии они засовывают скрученные в трубочки записки с просьбами. Около полудня наблюдали такую картину: когда шла уборка кладбища, один из рабочих старательно вынул все до единой бумажки, кое-что прочитал, скомкал и куда-то унёс. Мы попросили экскурсовода дать комментарий по этому поводу и получили ответ, что записки подают в храмах, а здесь это типа проявления язычества.

На территории кладбища находятся часовня в честь Воскресения Господня и временная звонница, построенные в память о трагических событиях, произошедших в 1993 г. на Пасху. Душевнобольной сатанист совершил убийство трёх братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Они пришли в монастырь молодыми людьми, выполняли все послушания, трудились на восстановлении обители, приняли постриг. По некоторым данным, на месте преступления оперативники нашли оружие – самодельный меч и кинжал с цифрами 666. Сегодня над могилами новомучеников возведена часовня в честь Воскресения Христова. Многочисленные паломники прибывают туда поклониться, попросить благодатной помощи в духовных и житейских нуждах.

Удивило изобилие нашедших в этом архитектурном комплексе последний приют мирян. Среди них, например, коллежская советница Елизавета Ивановна Былим-Колосовская, графиня Елизавета Александровна Толстая, елецкий мещанин Николай Иванович Попов, проживший в супружестве 21 год и 3 месяца. Для мирянина быть погребённым внутри монастырской ограды не так просто, это надо заслужить, проявить себя щедрым благодетелем, сделать немало пожертвований для братьев и сестёр.

Подтверждение тому – ещё три захоронения, принадлежащих известному русскому философу, литературному критику и публицисту И. В. Киреевскому, его брату Петру и жене, благодаря которым старец Макарий организовал в монастыре книгоиздательское дело.
О хлебе насущном

Паломничество предполагает, что гастрономические изыски не в приоритете. Но одной духовной пищей сыт не будешь, поэтому в обители позаботились о хлебе насущном.

В монастырской чайной можно перекусить.

Работа в ней организована по принципу самообслуживания. Деликатесов, мясных блюд на витринах мы не заметили, как, кстати, и картошки (очевидно, прошлогоднюю съели, а новая в хозяйстве ещё не выросла). На первое в меню – борщ и вкусная окрошка, кстати, приготовленная без колбасы и мяса, на второе – гречневая каша с подливой, рыбные котлеты, манты и пельмени. В изобилии были пирожки с разной постной начинкой. В среднем на 200 рублей (так называемое пожертвование) можно наесться досыта.

Есть и летняя трапезная (большая прозрачная палатка), где можно приобрести свежие огурчики, зелёный лук, прохладительные ягодные напитки и квас.

Напоследок мы набрали святой воды в одном из целебных источников. Путь к нему пролегает по лесной просеке, особенно красивой при солнечном освещении. Глушь и тишина заблаговременно подготавливают путника к вступлению в царство безмолвия, а высокие деревья и здоровый воздух заставляют забыть, хоть ненадолго, шум городов.

Накупив сувениров в иконной лавке, мы, переполненные положительными эмоциями, нравственно просветлённые и одухотворенные, отправились в обратный путь.

По дороге домой участники экскурсии поделились впечатлениями.

В. В. ВОЛЖЕНСКИЙ, председатель Льговского отделения ВОС: «Поездка в Оптину пустынь для членов нашего подразделения организуется уже второй раз. Мы посетили монастырь в прошлом году, понравилось, и вот решили вернуться снова. В таких местах ощущаешь и ведёшь себя иначе, чем в повседневной жизни: сдержанно, дисциплинированно, смиренно. Сразу чувствуется, что главенствует здесь суровый устав. Поэтому забываешь о мирских заботах и суете, которые отступают на второй план».

Т. Е. АНТРОПОВА, член литобъединения «Тополь»: «Поездка пробудила добрые чувства. В этом намоленном месте будто встретилась со святыми старцами. Пустынь интересна своими необычной архитектурой, внутренним устройством и тишиной, позволяющей сблизиться с Богом, задать ему вопросы и найти интересующие ответы. Несмотря на трудности дороги, всё-таки ночь ехали, до сих пор нахожусь на эмоциональном подъёме. Даже нищие, просящие милостыню в окрестностях монастыря, не обозлены на судьбу, наоборот, улыбаются и шутят. Уверена, что «оптинское» настроение сохранится надолго».

Александра Гавриловна, ветеран педагогического труда: «Это моё первое посещение Оптиной пустыни. Очень хотелось её посмотреть. Ожидания оправдались. Обитель поразила благоустроенностью. Прекрасна она и своим расположением, и великолепием соборов с величественной колокольней, и умилительностью служб. Когда проходишь по монастырским дорожкам, любуешься красивыми, стройными зданиями храмов, золотыми куполами с сияющими крестами, с трудом представляешь, что всего лишь 30 с небольшим лет назад здесь царили разруха и запустение. Сильное впечатление произвёл некрополь. Оригинальные памятники и надписи делают его не похожим на обычное кладбище. Хотелось бы увидеть и другие святые места России».